История храма


Историческая справка по деревне Белоусово и храму Архангела Михаила

Белоусово – деревня Новофедоровского поселения Троицкого административного округа города Москвы.  Постоянное население 65 человек.  24 двора. Расположена по берегам реки Сохны протянувшись на полкилометра. Церковь в подчинении Одигитриевского благочиния Викариатства новых территорий г. Москвы.

Исстари, при впадении в реку Сохну речки Блиневки существовал         «погоcт приходной» с деревянной церковью во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Рядом – сельцо Белоусово, названное, по преданию, по изобилию растущей здесь специфической травы «белый ус».

XVI в. – первое письменное упоминание местности. Сельцо Белый Ус Шахова стана Московского уезда, владение князя Григория Петровича Бельского-Морткина, опричника Ивана Грозного.

В 1627 г. Белоусово – «старинная вотчина» князей Никиты и Федора Самойловичей Бельских с отдельным погостом. В сельце «два двора, вотчинников и двор людской». Храм погоста деревянный, во имя Иоанна Богослова.   С 1646 г. погост во владении князей Ф.С.Бельского  (в 1638 г.  – воевода одного из участков засечной черты, в 1678 г. — воевода в Перми) и  Г.Н.Бельского. Сельцо превращается в село.  В 1678-1680 годах (по другим источникам, в 1679 г.) строится каменная церковь Архангела Михаила, рядом со старым деревянным храмом Иоанна Богослова. Храмоздателями были уже упоминавшийся Ф.С.Бельский и его сын, князь Ф.Ф.Бельский.

В 1680 г. Белоусово  в совместном владении князя Федора Федоровича Бельского  и стольника Льва Ивановича Салтыкова.

С начала XVIII в.  село Белоусово по родству перешло сначала Полевым, затем Колычевым. В 1784 г.  менялись  полы каменной церкви.

От Колычевых в 1787 г. оно перешло князю И.С.Барятинскому. Село тогда входило в Хатунскую десятину Верейской округи, имело 110 дворов с 468 душами мужского пола и 419 женского. Располагалось село на Киевском тракте и выполняло роль своеобразного экономического и религиозного центра. Имелось две церкви, каменная и деревянная. Деревянная церковь «по ветхости» не действовала. Роль теплого храма выполнял придел Иоанна Богослова в трапезной части церкви. Архивные источники о прекращении служб в деревянной церкви и освящения придела в каменной отсутствуют.

В конце XVIII в. в связи с ростом населения возникла необходимость в строительстве нового, более обширного теплого, уже каменного, храма. Строительство началось в первом десятилетии XIX в., но  было прервано событиями Отечественной войны 1812 г.  Французы сожгли село, погибла в огне и старая деревянная церковь. Строительство каменной так и не было завершено. В 1836 г. недостроенное здание было разобрано. Кирпич пошел на обновление теплой трапезы при каменной церкви 1679 г. и постройку колокольни над папертью. Сведений об освящении теплого Богословского придела не сохранилось.

В 1838 г. усадьбой рядом с Белоусовым владел некто М.В.Кареев, после него В.Д.Вернацкий. В 1857 г. он продает часть своего имения вдове статского советника М.П.Дюгамель. С 1858 г. село во владении нескольких помещиков. Имеется несколько заводов, наибольшую прибыль из которых приносит кожевенный. Крестьяне «на оброке» и государственные.  В 1884 г. имение М.П.Дюгамель переходит богатому купцу С.А.Фомичеву. В 1911 г. усадьба принадлежала А.М.Калмыкову.  Следов усадьбы до нашего времени не сохранилось.

С 1846 г. начинается история уже существующего каменного храма.  Тогда было закончено строительство колокольни, на которую местным благотворителем Подольским и Московским мещанином Никитой Сергеевым был пожертвован новый колокол весом в 99 пудов.

В 1858 г. клировая ведомость указывает на каменную церковь, с двумя престолами – Михаила Архангела (летним) и Иоанна Богослова в трапезе (зимним). Время постройки не отмечено, церковь с колокольней «крепка».    В приходе 127 дворов и достаточный по штату причт.

В 1861 г. возникла необходимость перестройки колокольни, связанная с обустройством новых больших колоколов (весом в 199 пудов), не помещавшихся на существующую. Поданное прошение, составленное священником Матвеем Яковлевичем Селунским, клириками и прихожанами, было одобрено епархиальным начальством. В условие входило возведение новых верхних ярусов, без перестройки старого нижнего, а также сочетание с формами старого храма XVII в. Поэтому в эпоху господства классики, колокольню сделали шатровой. Проект колокольни был согласован в Московской Губернской Строительной и Дорожной комиссии, которая признала его «вполне и во всех частях своих соответствующим правилам архитектуры и строительного искусства». Таким образом,  колокольня – самая старая часть существующего ныне здания. Главными благотворителями стали уже упомянутый выше мещанин Никита Сергеев, а также помещик Андрей Владимирович Кареев.

В марте 1864 г. священник Матвей Селунский  и прихожане вновь ходатайствуют перед митрополитом Филаретом (Дроздовым) о разборке старого храма и постройке нового, мотивируя это маловместительностью храма. Цитируя дословно обращение: «…Таковое неудобство молящихся помещаться в храме Божьем всегда было прискорбием для души нашей».  Проект предусматривал сохранение прежней колокольни и трапезной и был одобрен  Московской Губернской Строительной и Дорожной Комиссией. Главным благотворителем выступил тот же Никита Сергеев, «неграмотный мещанин». В том же году в присутствии Верейского благочинного священника Гавриила (Покровского) были разобраны главный алтарь и стены летнего храма. Антиминсов и древних мощей не оказалось.  В 1867 г. был закончен вчерне, а в  1876 г. был окончательно отстроен летний храм. Но  оказалось, что его стены и пол находятся выше, чем стены и полы теплой трапезы.  Цитировано: «…вследствие чего зимою, во время богослужения воздух настолько делается испорченным, что иногда гаснут свечи и у некоторых предстоящих делается головокружение».

К 1888 г. трапезная отстраивается заново и 18 декабря был освящен южный престол Иоанна Богослова. Из-за недостатка средств строительство велось с соблюдением старого проекта, частично с  использованием кирпича старой кладки. Окончательная отделка фасадов, интерьеров и обустройство предусмотренного проектом зимнего придела, во имя Владимирской иконы Божией Матери, не были завершены и к 1894 г. Сведения об окончательной отделке трапезной части и освящении придела в архивных источниках отсутствуют. В дальнейших кратких фрагментарных сведениях из истории храма известен только один теплый придел Иоанна Богослова. Фасады всего здания были оштукатурены цементом, настенная живопись имелась только в летней церкви «отдельными картинами».  Сведений об особых святынях нет. На рубеже XIX-XX веков устроен отопительный калориферный подвал.

Волна последовавших за Октябрьским переворотом 1917 г. трагических событий в истории Русской Православной Церкви коснулась и Белоусовской церкви. 17 февраля 1938 г. на Бутовском полигоне был расстрелян настоятель храма священник Николай Ильич Любимов, из семьи потомственных местных священнослужителей.  Тем не менее, Промыслом Божиим в церкви продолжались богослужения.

Некогда большое и богатое село начало приходить в упадок после строительства новой трассы Киевского шоссе, прошедшего в десяти километрах западнее. В годы войны, в 1941-1942 годах, в Белоусове размещалась зенитная часть, но боев близ села не было.

Скупая постсоветская история все же свидетельствует о закрытии храма в 1953 г., гораздо позже всех окрестных церквей. Ближайшие богослужения совершались в церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Афинеево, в 20 километрах к югу от Белоусова. Некоторое время помещение использовалось под лесопилку, затем было совсем заброшено. Были утрачены глава храма и все кровли, своды трапезной, убранство интерьеров, полы, иконостасы. С фасадов, обрушивая кладку, осыпалась штукатурка.

В 1960-х годах в связи с предполагаемым устройством на месте Белоусова и ближайших селений водохранилища, большая часть местных жителей была выселена. Село окончательно обезлюдело.

В 1995 г. находящаяся в аварийном состоянии церковь была возвращена верующим для проведения богослужений. Были проведены противоаварийные работы. Стали совершаться богослужения по воскресным дням и православным праздникам.

В 2002 г. храму был присвоен статус объекта культурного наследия регионального значения. В том же году  в церковь была передана частица камня, на котором молился преподобный Серафим Саровский.

В 2007 г. в храме начались масштабные ремонтно-восстановительные работы.

В период с 2007 по 2015 годы попечением прихожанина Осколкова Геннадия Николаевича храм был полностью восстановлен: заменены фундаменты храма, сделаны новые кровли, вставлены окна, уложены мраморные полы, оштукатурены внешние фасады и внутренние интерьеры, проведена художественная роспись храма;  построен газопровод и модульная котельная; на колокольне и центральном куполе установлены кресты, сделана новая колокольная звонница; рядом с храмом построен дом причта, в котором размещается воскресная приходская школа; полностью благоустроена и озеленена храмовая территория.


Краткая хронология истории существующего храма:

1846 г. —  Строительство новой колокольни при храме XVII в.

1861 г. — Возведение над существующим двух новых верхних ярусов колокольни.

1864-1867 годы — Строительство нового летнего храма при старой трапезной.

1876 г. — Окончательная отделка летнего храма.

1888 г. — Реконструкция старой трапезной с использованием прежних проектов.  Осталась незавершенной.

1894 г. — Отделка не завершена.

1953 г. —  Закрытие храма.

1953-1995 годы —  Утрата части декора, перекрытий, кровель, внутренней отделки.  Храм возвращен Русской Православной церкви в аварийном состоянии.

1995-2002 годы — Противоаварийные и фрагментарные ремонтные работы.

2007-2015 годы — Масштабные ремонтные работы по восстановлению храма.

2014 г. — Храм полностью расписан.

2015 г. — В храм с Афона доставлен список с чудотворной иконы «Всецарица».

27 сентября 2016 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл совершил чин Великого освящения храма.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Характеристика храма как объекта культурного наследия:

Является характерным образцом сельского храма середины – второй половины XIX в. Двойственный характер архитектуры отражает официальные традиции в развитии культового зодчества, направленные на создание национального стиля. Декоративное убранство из кирпича и белого камня отличается сдержанностью и монументальностью.

Краткое описание:

Объемно-пространственная храмовая композиция – традиционная, продольно-осевая. Состоит из четырех объемов, ориентированных по оси «запад-восток» — колокольни, трапезной, «собственно» храма и трехчастного алтаря.  Все здание поставлено на высокий цоколь. Имелся калориферный подвал с оригинальной системой граненого свода типа «Монье». Весь кирпич большемерный, размером 25/25,5 х 12/12 ,5 х 5,6/6 см, система перевязки кладки на известковом растворе тычковая (храм) и русская крестовая (трапезная, колокольня). Цоколь белокаменный. В начале ХХ в. стены были покрыты цементной штукатуркой и покрашены в красно-белый цвет.  Система декора – плоскостная.

Внешние архитектурно-конструктивные элементы и декор:

Колокольня – трехъярусная, ведущий вертикальный элемент общей композиции. Нижний ярус – двухэтажный четверик, промежуточный – более низкий четверик, третий ярус, в виде четверика со срезанными углами, венчает граненый шатер с тремя рядами слухов, выполняющий роль кровли. Небольшой площади. Декоративные элементы восходят к образцам XVII в. – поребрики, сдвоенные полуколонки.

Трапезная – квадратная в плане, односветная. Западные части частично охватывают нижний ярус колокольни. Декоративное убранство – филенки, карнизы, килевидные архивольты наличников окон.

«Собственно» храм – односветный, равный по ширине трапезной четверик, увенчанный приземистой купольной ротондой с главой. Оконные проемы имеются лишь на северных и южных частях. Элементы декора аналогичны трапезной.

Алтарная часть – односветная, равная по ширине четверику храма, по ширине и высоте трапезной, но меньшей площади. Архаичной, в традициях XVII в., трехапсидной формы. Декор аналогичен храму и трапезной.

Внутренние элементы и декор:

Внутренняя организация интерьеров носит изолированный характер, несмотря на связь помещений между собой, и архаична для своего времени. Все внутренние проходы арочные и лучковые. Прежняя отделка интерьеров штукатуркой и бетонная стяжка под предполагаемые метлахские полы не сохранились. Внутри обнаружены фрагменты монументальной сюжетной живописи летнего храма.

Колокольня. Перекрытия плоские и сводчатые. Ярус «звона» перекрыт сомкнутым сводом. Нижний марш лестницы колокольни – белокаменный, остальные были деревянными.

Трапезная. Была перекрыта системой коробовых сводов, опирающейся на два сдвинутых к востоку столба. Столбы выделяют пространства теплых приделов.

«Собственно» храм.  Четверик внутри имеет скошенные углы. Ротонда перекрыта купольным сводом. Переход от четверика осуществлен при помощи парусов.

Алтарная часть. Алтарная часть перекрыта тремя конхами переходящими в коробовые своды.

Главные благотворители в прошлом:

Наиболее известен Подольский и Московский мещанин Никита Сергеев, делавший благотворительные вклады и пожертвования на всех этапах строительства существующего храма.

Из истории благотворительности, можно сделать вывод, что церковь села Белоусова строилась практически на народные пожертвования. Вклад владельцев местного имения минимален.

Примечание.

При составлении настоящей справки использовались материалы брошюры А.Н.Павлова «Из истории храма св. Архистратига Михаила в селе Белоусово Нарофоминского балагочиния», материалов ЦИАМ, ГНИМА им.А.В.Щусева, Министерства культуры Московской области.

К.В.Аминов, ведущий архитектор-искусствовед ГАУ МО «Московская областная дирекция по использованию недвижимых памятников истории и культуры».