Историческая справка о храме

Белоусово – деревня Новофедоровского поселения Троицкого административного округа города Москвы.   Расположена по берегам реки Сохны протянувшись на полкилометра. Церковь в подчинении Одигитриевского благочиния Викариатства новых территорий г. Москвы.

Исстари, при впадении в реку Сохну речки Блиневки существовал         «погоcт приходной» с деревянной церковью во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Рядом – сельцо Белоусово, названное, по преданию, по изобилию растущей здесь специфической травы «белый ус».

XVI в. – первое письменное упоминание местности. Сельцо Белый Ус Шахова стана Московского уезда, владение князя Григория Петровича Бельского-Морткина, опричника Ивана Грозного.

В 1627 г. Белоусово – «старинная вотчина» князей Никиты и Федора Самойловичей Бельских с отдельным погостом. В сельце «два двора, вотчинников и двор людской». Храм погоста деревянный, во имя Иоанна Богослова.   С 1646 г. погост во владении князей Ф.С.Бельского  (в 1638 г.  – воевода одного из участков засечной черты, в 1678 г. — воевода в Перми) и  Г.Н.Бельского. Сельцо превращается в село.  В 1678-1680 годах (по другим источникам, в 1679 г.) строится каменная церковь Архангела Михаила, рядом со старым деревянным храмом Иоанна Богослова. Храмоздателями были уже упоминавшийся Ф.С.Бельский и его сын, князь Ф.Ф.Бельский.

В 1680 г. Белоусово  в совместном владении князя Федора Федоровича Бельского  и стольника Льва Ивановича Салтыкова.

С начала XVIII в.  село Белоусово по родству перешло сначала Полевым, затем Колычевым. В 1784 г.  менялись  полы каменной церкви.

От Колычевых в 1787 г. оно перешло князю И.С.Барятинскому. Село тогда входило в Хатунскую десятину Верейской округи, имело 110 дворов с 468 душами мужского пола и 419 женского. Располагалось село на Киевском тракте и выполняло роль своеобразного экономического и религиозного центра. Имелось две церкви, каменная и деревянная. Деревянная церковь «по ветхости» не действовала. Роль теплого храма выполнял придел Иоанна Богослова в трапезной части церкви. Архивные источники о прекращении служб в деревянной церкви и освящения придела в каменной отсутствуют.

В конце XVIII в. в связи с ростом населения возникла необходимость в строительстве нового, более обширного теплого, уже каменного, храма. Строительство началось в первом десятилетии XIX в., но  было прервано событиями Отечественной войны 1812 г.  Французы сожгли село, погибла в огне и старая деревянная церковь. Строительство каменной так и не было завершено. В 1836 г. недостроенное здание было разобрано. Кирпич пошел на обновление теплой трапезы при каменной церкви 1679 г. и постройку колокольни над папертью. Сведений об освящении теплого Богословского придела не сохранилось.

В 1838 г. усадьбой рядом с Белоусовым владел некто М.В.Кареев, после него В.Д.Вернацкий. В 1857 г. он продает часть своего имения вдове статского советника М.П.Дюгамель. С 1858 г. село во владении нескольких помещиков. Имеется несколько заводов, наибольшую прибыль из которых приносит кожевенный. Крестьяне «на оброке» и государственные.  В 1884 г. имение М.П.Дюгамель переходит богатому купцу С.А.Фомичеву. В 1911 г. усадьба принадлежала А.М.Калмыкову.  Следов усадьбы до нашего времени не сохранилось.

С 1846 г. начинается история уже существующего каменного храма.  Тогда было закончено строительство колокольни, на которую местным благотворителем Подольским и Московским мещанином Никитой Сергеевым был пожертвован новый колокол весом в 99 пудов.

В 1858 г. клировая ведомость указывает на каменную церковь, с двумя престолами – Михаила Архангела (летним) и Иоанна Богослова в трапезе (зимним). Время постройки не отмечено, церковь с колокольней «крепка».    В приходе 127 дворов и достаточный по штату причт.

В 1861 г. возникла необходимость перестройки колокольни, связанная с обустройством новых больших колоколов (весом в 199 пудов), не помещавшихся на существующую. Поданное прошение, составленное священником Матвеем Яковлевичем Селунским, клириками и прихожанами, было одобрено епархиальным начальством. В условие входило возведение новых верхних ярусов, без перестройки старого нижнего, а также сочетание с формами старого храма XVII в. Поэтому в эпоху господства классики, колокольню сделали шатровой. Проект колокольни был согласован в Московской Губернской Строительной и Дорожной комиссии, которая признала его «вполне и во всех частях своих соответствующим правилам архитектуры и строительного искусства». Таким образом,  колокольня – самая старая часть существующего ныне здания. Главными благотворителями стали уже упомянутый выше мещанин Никита Сергеев, а также помещик Андрей Владимирович Кареев.

В марте 1864 г. священник Матвей Селунский  и прихожане вновь ходатайствуют перед митрополитом Филаретом (Дроздовым) о разборке старого храма и постройке нового, мотивируя это маловместительностью храма. Цитируя дословно обращение: «…Таковое неудобство молящихся помещаться в храме Божьем всегда было прискорбием для души нашей».  Проект предусматривал сохранение прежней колокольни и трапезной и был одобрен  Московской Губернской Строительной и Дорожной Комиссией. Главным благотворителем выступил тот же Никита Сергеев, «неграмотный мещанин». В том же году в присутствии Верейского благочинного священника Гавриила (Покровского) были разобраны главный алтарь и стены летнего храма. Антиминсов и древних мощей не оказалось.  В 1867 г. был закончен вчерне, а в  1876 г. был окончательно отстроен летний храм. Но  оказалось, что его стены и пол находятся выше, чем стены и полы теплой трапезы.  Цитировано: «…вследствие чего зимою, во время богослужения воздух настолько делается испорченным, что иногда гаснут свечи и у некоторых предстоящих делается головокружение».

К 1888 г. трапезная отстраивается заново и 18 декабря был освящен южный престол Иоанна Богослова. Из-за недостатка средств строительство велось с соблюдением старого проекта, частично с  использованием кирпича старой кладки. Окончательная отделка фасадов, интерьеров и обустройство предусмотренного проектом зимнего придела, во имя Владимирской иконы Божией Матери, не были завершены и к 1894 г. Сведения об окончательной отделке трапезной части и освящении придела в архивных источниках отсутствуют. В дальнейших кратких фрагментарных сведениях из истории храма известен только один теплый придел Иоанна Богослова. Фасады всего здания были оштукатурены цементом, настенная живопись имелась только в летней церкви «отдельными картинами».  Сведений об особых святынях нет. На рубеже XIX-XX веков устроен отопительный калориферный подвал.

Волна последовавших за Октябрьским переворотом 1917 г. трагических событий в истории Русской Православной Церкви коснулась и Белоусовской церкви. 17 февраля 1938 г. на Бутовском полигоне был расстрелян настоятель храма священник Николай Ильич Любимов, из семьи потомственных местных священнослужителей.  Тем не менее, Промыслом Божиим в церкви продолжались богослужения.

Некогда большое и богатое село начало приходить в упадок после строительства новой трассы Киевского шоссе, прошедшего в десяти километрах западнее. В годы войны, в 1941-1942 годах, в Белоусове размещалась зенитная часть, но боев близ села не было.

Скупая постсоветская история все же свидетельствует о закрытии храма в 1953 г., гораздо позже всех окрестных церквей. Ближайшие богослужения совершались в церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Афинеево, в 20 километрах к югу от Белоусова. Некоторое время помещение использовалось под лесопилку, затем было совсем заброшено. Были утрачены глава храма и все кровли, своды трапезной, убранство интерьеров, полы, иконостасы. С фасадов, обрушивая кладку, осыпалась штукатурка.

В 1960-х годах в связи с предполагаемым устройством на месте Белоусова и ближайших селений водохранилища, большая часть местных жителей была выселена. Село окончательно обезлюдело.

В 1995 г. находящаяся в аварийном состоянии церковь была возвращена верующим для проведения богослужений. Были проведены противоаварийные работы. Стали совершаться богослужения по воскресным дням и православным праздникам.

В 2002 г. храму был присвоен статус объекта культурного наследия регионального значения. В том же году  в церковь была передана частица камня, на котором молился преподобный Серафим Саровский.

В 2007 г. в храме начались масштабные ремонтно-восстановительные работы.

В период с 2007 по 2015 годы попечением благотворителей и прихожан храм был полностью восстановлен: заменены фундаменты храма, сделаны новые кровли, вставлены окна, уложены мраморные полы, оштукатурены внешние фасады и внутренние интерьеры, проведена художественная роспись храма;  построен газопровод и модульная котельная; на колокольне и центральном куполе установлены кресты, сделана новая колокольная звонница; рядом с храмом построен дом причта, в котором размещается воскресная приходская школа; полностью благоустроена и озеленена храмовая территория.